Строительство стадиона в Санкт-Петербурге. Фото Виктора КОЛЕГОВА
О том, что происходит на стройплощадках клубов премьер-лиги, сообщают корреспонденты "СЭ"
Ехал не так давно по Ленинградке из центра - и по привычке повернул голову вправо в районе Петровского парка. И вдруг как током рубануло: знаменитых осветительных мачт старого "Динамо", наклоном чем-то напоминавших Пизанскую башню, больше нет. Потом оказалось, что их демонтировали уже несколько месяцев назад - видимо, долго я там не был. Заметил лишь сейчас - и защемило сердце.
Нет, умом все отлично понимаю: жизнь не стоит на месте, и футбольной инфраструктуре стоять тоже нельзя. Старый "Уэмбли" вон тоже разломали и заново построили - хотя с решением уничтожить легендарные башни-близнецы по сей день не может смириться вся старая добрая Англия. Стадион "Динамо" для нашей страны - все равно что "Уэмбли" для англичан. А если и чуть меньше, то лишь потому, что чемпионат мира мы в Петровском парке не выигрывали. И когда ты понимаешь, что больше никогда не увидишь каких-то неотъемлемых частичек своей истории, сердце щемит вопреки соображениям логики и здравого смысла.
Как раз в смысле уважения к истории реконструкция "Динамо" задумана с гораздо большим пиететом, чем на "Уэмбли", и претензий тут никаких быть не может. Вот только со сроками какой-то перебор. Уже более полутора лет там не играют, в прошлом году проходили фотоснимки с бурьяном в человеческий рост, выросшим на поле, - и еще до 2016-го открытия новой арены ждать. Шесть лет выходит! А вот в Майнце, о чем повествует собкор "СЭ" в Германии, с ареной схожей вместимости справились за два.
Германия вообще в этом смысле образец из образцов. Помню, в мае Павел Погребняк восхищался атмосферой на мюнхенской "Алльянц-Арене", где мы беседовали, и подчеркивал: "И так здесь везде". Средняя посещаемость арен бундеслиги в минувшем сезоне составила рекордные для Европы 42 с лишним тысячи (даже Англия на семь тысяч отстает) - и все из-за потрясающего комфорта новых стадионов, построенных буквально везде. И далеко не только под ЧМ-2006, поскольку строительство продолжилось и после мирового первенства.
У нас на футбол нынче народа ходит кот наплакал. Не только из-за стадионов, конечно - во многом и из-за самой игры, и из-за смрадной атмосферы. Но атмосфера в немалой степени стадионами и определяется. Хотя бы с точки зрения безопасности: условно говоря, на новой арене у самарского "бананщика" остаться не опознанным шанса не было бы.
Единственный город, где в российской премьер-лиге с трибун не ругаются матом (по крайней мере из тех, что я видел воочию), - Грозный. Даже как-то непривычно там стало, признаюсь. Вот до чего дожили: удивляемся абсолютной норме! И отмечаем парадокс: где есть автоматы - там нет мата. И наоборот. А может, и нет в этом никакого парадокса - ведь и приезжие болельщики вне зависимости от идейных воззрений в Грозном становятся тише воды, ниже травы и тоже забывают о привычной лексике…
И есть какая-то символика в том, что именно в городе с самыми дисциплинированными болельщиками (и в данном случае не важно, каким образом эта дисциплина была установлена) был построен первый в России после долгого перерыва стадион. Все, чем мы, богатейшая и швыряющая деньгами страна, могли до сих пор похвастать в XXI веке, - новый "Локомотив" да "Арена Химки".
А тут - 30-тысячная "Ахмат Арена", да еще и с Марадоной и Фигу на матче открытия. За пару месяцев до этого я был в Грозном, смотрел на место строительства новой арены - и сроки этого самого матча вызывали у меня ба-альшие сомнения. Однако же справились. В сколько смен при этом вкалывали, не знаю, да и не сильно меня это интересует. Главное, что и болельщики, и футболисты теперь могут получать удовольствие от места, где болеют и играют. А это ведь и на посещаемость, и на мощь поддержки, и на удовольствие от самого процесса игры тоже влияет.
В мае беседовал с главой "Баварии" Карлом-Хайнцем Румменигге, и тот выразил убежденность, что ЧМ-2018 Россия проведет намного лучше, чем Польша с Украиной Euro-2012. Когда я передал эту точку зрения Анатолию Тимощуку, тот ответил: если и так, то потому, что у России несравнимо больше времени для разгона.
Однако ЧМ-2018 должен стать лишь стимулом, но все же не главной движущей силой в вопросе строительства тех же стадионов. И Грозный это доказал - ведь там-то мирового первенства не будет. Хочется, чтобы за столицей Чечни как можно быстрее - и все же пораньше динамовского 2016-го - последовали и другие.
И не любыми средствами - как за миллиард у.е. в Санкт-Петербурге. Всем в футболе известно: средняя стоимость одного места на современном стадионе - 3 тысячи евро. Максимально возможная, если стадион уж слишком "навороченный", - 5. Множим эту самую "пятерку" (с учетом болотистой местности и т.д.) на 70 тысяч - и получаем 350 миллионов. Но не миллиард же, господа! Тем более что строит-то не "Газпром", а город. То есть налогоплательщики.
…В студенческие годы у меня был излюбленный способ психологического тренинга во время сессий. Когда в процессе подготовки к особо сложному экзамену охватывала тоска или паника, говорил себе: "Перенесись на месяц вперед и подумай, как хорошо тебе будет: море, каникулы…" И сразу становилось легче.
Поэтому грустные мысли, которые навевают истории вроде питерской, можно развеять, лишь перенесясь на 4 - 5 лет вперед. Тот же "Зенит", "Рубин", "Спартак", ЦСКА, "Жемчужина-Сочи" наряду с "Тереком" уже точно будут играть на новый стадионах. Присоединятся к ним и "Динамо", и еще целый ряд городов-хозяев ЧМ-2018. Лепота!
Вот только для того, чтобы стать Германией, одного этого явно недостаточно. Современные и красивые стадионы тоже запросто могут пустовать. Но вопросы нравственного и прочего здоровья игры (как и всего общества) - тема совсем другого разговора…
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: РАБОТЫ НА БЕРЕГУ ФИНСКОГО ЗАЛИВА КИПЯТ КРУГЛОСУТОЧНО
Строительство нового стадиона "Зенита" возобновилось! В этом и состоит главная и к тому же приятная новость о ходе работ на объекте.
Напомним, что еще в 2008 году проект прошел полную экспертизу. Однако позже выяснилось, что арена не удовлетворяет новым требованиям УЕФА и ФИФА по безопасности (в частности, в вопросе об эвакуации с арены зрителей), а также новым российским нормам по пожарной безопасности. И возведение одной из арен будущего ЧМ-2018 приостановилось.
В итоге проект пришлось пересмотреть. Площадь подтрибунных помещений увеличили со 174 тысяч квадратных метров до 256 тысяч. Изменили угол наклона трибун, сделав их круче, и теперь даже с самых высоких рядов будет хорошо видно поле. В коммерческих целях VIP-ложи перенесли с седьмого этажа на второй, откуда обзор лучше. Адаптируя проект к российским условиям, пришлось изменить дизайн крыши. Согласно первоначальному плану, она была должна сдвигаться гармошкой. Но в петербургском климате с большим количеством зимних осадков существовал риск скопления на ней снега, который мешал бы крыше закрываться или открываться. Поэтому от варианта с "гармошкой" решили отказаться. Крыша будет иметь вид двух больших плит со специальной системой подогрева, благодаря которой снега на ней вообще не будет. Наконец, чтобы Петербург мог принять полуфинал ЧМ-2018, ему требуется стадион вместимостью не меньше 68 тысяч человек. Между тем первоначальный проект был рассчитан "только" на 62 тысячи.
- Если говорить о внешнем виде, то изначальная задумка архитектора Курокавы - стадион в виде летающей тарелки, пристроившейся на холме, сохранилась, - рассказал Илья Левин, генеральный директор строительной компании-подрядчика. - По контракту все работы должны быть завершены в конце 2012 года. Так что у нас есть еще полтора года, в том числе два летних периода. Думаю, что сдадим объект в срок.
Сейчас продолжаются бетонные работы, на которых задействовано 1100 человек. На некоторых участках строители уже вышли на предпоследний уровень, а это отметка +37,2 метра. Формируется холм стадиона, реконструируются кассовые павильоны. Стройка идет круглосуточно семь дней в неделю, тем более что белые ночи в Северной столице этому благоприятствуют.
На стадии отделочных работ и монтажа инженерных систем число занятых на объекте работников возрастет до 3 тысяч. Пока же на нем трудится полторы тысячи человек. И многие из тех, кто работает в ночную смену, днем отдыхают на находящемся в ста метрах от будущего стадиона Финском заливе. Летняя жара в Санкт-Петербурге прогрела воду так, что окунуться в нее одно удовольствие.
Никита ЛИСОВОЙ, Александр ЯКОБСОН
КАЗАНЬ: ДИРЕКТОР УЖЕ ЕСТЬ, ИМЕНИ ПОКА НЕТ
Одним новым стадионом в России де-юре стало больше: в июне кабинет министров Республики Татарстан утвердил Радика Миннахметова в должности директора главного объекта Универсиады-2013 - спортивной арены на 45 тысяч мест.
Директору всего 23 года. В кресло главы будущего стадиона он перебрался из республиканского инвестиционно-строительного управления, где занимал пост заместителя руководителя госучреждения.
Первая задача очевидна: засеивать поле травой нужно либо этой осенью, либо весной будущего года. Позже будет сложнее. Согласно графику работ, арена должна быть готова принимать соревнования в декабре 2012 года, но в Казани хотят сдать ее в эксплуатацию уже сентябре, то есть на три месяца раньше срока.
Внешне напоминающий лилию стадион уже выглядит внушительно. Строительные работы выполнены больше, чем наполовину, контур арены вот-вот замкнут, стены растут стремительно. Предусмотренный проектом парк Универсиады планируется заложить близ стадиона уже в этом году, а открыть — летом 2012-го. Общая площадь спортивного комплекса, включая парк и стоянку для автомобилей, значительно превышает установленные ФИФА нормы. В то время как в Цюрихе настаивают на 22 гектарах, в Казани выделили 32 га! Трудятся рабочие в три смены, пауз на стройке нет вообще, а сама арена это не только трибуны, раздевалки и футбольное поле, но и спортивно-оздоровительный комплекс с залом для игровых видов спорта и бассейном, ресторан, помещения для проведения пресс-конференций и концертов, гримерки, гардеробные. К 2013 году новая арена превратится в самую большую в Казани концертную площадку и попутно обзаведется многофункциональным торгово-развлекательным комплексом. Если Казань получит право на организацию чемпионата мира по водным видам спорта 2015 или 2017 года, именно новый 45-тысячник станет его домом: там установят 50-метровый бассейн и смонтируют временные трибуны на 12 тысяч зрителей.
Изюминкой проекта считается волнообразная форма кровли стадиона. Она, по замыслу разработчиков, обеспечивает максимально возможное естественное освещение и лучший приток воздуха к футбольному полю. Проект прошел госэксперизу, однако пока не имеет имени. С названием определятся в следующем году, но едва ли это будет "Рубин". Есть идея предложить компаниям с глобальным размахом купить право на то, чтобы стадион получил имя одной из них. Поступления от этой сделки позволили бы "отбить" какую-то часть инвестиций.
Стоимость казанской арены - вопрос до конца невыясненный. По одной информации, инвестиции составят 5,3 миллиарда рублей (131 млн. евро), по другой - 8,7 миллиарда (216 млн. евро).
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
ПЕТРОВСКОЙ ПАРК: ТИШЬ ДА ГЛАДЬ
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ из Петровского парка
На стадионе "Динамо" ни спешки, ни лязганья подъемных кранов - крупная строительная техника там сейчас и не нужна. На стадии завершения подготовительный этап реконструкции: демонтированы старые мачты освещения, разобрана часть трибун, обтянут зеленой виниловой сеткой и баннерами "ВТБ" внешний каркас стадиона. По сути, остались только несущие конструкции и внешние стены. Насчет сроков строители не волнуются - время еще есть. Первый матч динамовцы здесь должны провести только в 2016 году.
Напомним, что при проектировании новой арены особое внимание было уделено сохранению исторического облика старого стадиона "Динамо". Были кропотливо исследованы старинные фрагменты с внешней и внутренней стороны конструкции, выявлены дефекты, на которые нужно будет обратить особое внимание при реконструкции. Главная задача, стоявшая перед архитекторами и строителями, - не повредить стены, сохранив их в первозданном виде. Это, как подчеркивают в управляющей компании, своеобразный профессиональный вызов. Ретро-фасад и суперсовременная начинка - вот главная "фишка" стадиона.
"ВТБ-Арена" будет вмещать 33 тысячи зрителей. С помощью сборных конструкций на некоторых матчах можно будет разместить 45 тысяч человек. Отметим, что проект включает в себя строительство на территории и других спортивных объектов - универсального зала, катка, а также пятизвездной гостиницы, офисов и апартаментов. Общая стоимость составит 1,5 миллиарда долларов.
МОСКВА: НА ПЕСЧАНОЙ БОЛЬШЕ ПЕРЕБОЕВ НЕТ
О ходе строительства стадиона ЦСКА рассказал генеральный директор армейского клуба.
- Сейчас идет нулевой цикл, - сообщил Роман Бабаев. - Ведутся работы, связанные с закладкой фундамента будущей арены. Но уже в ближайшее время мы "выйдем из земли" и приступим к возведению стадиона на ее поверхности.
- На некоторое время работы на Песчаной улице приостанавливались из-за проблем с правами на землю. Нет ли в связи с этим отставания от графика?
- Увы, придерживаться намеченного плана удается не всегда. Но все вопросы по федеральным участкам земли решены. Они были выкуплены футбольным клубом у министерства обороны. С марта перебоев в работе не наблюдается. А определенное отставание мы рассчитываем наверстать.
Григорий ТЕЛИНГАТЕР
ТУШИНО: "СПАРТАК" РАСТЕТ ВВЕРХ
Строительство арены ведется в плановом режиме. В мае в фундамент была вбита последняя 1205-я свая. Тем самым был завершен первый этап нулевого цикла. Сейчас в Тушине идет второй этап, называемый "армирование конструкций". Он включает в себя устройство ростверков и балок нулевого цикла. Если раньше стадион строился ниже уровня земли, то теперь он cтал расти вверх.
Григорий ТЕЛИНГАТЕР
Суперсовременная футбольная арена, открытая на днях в немецком Майнце, по российским меркам стоит сущие копейки
Меж высоких хлебов
Ефим ШАИНСКИЙ из Майнца
ОТ ГУТЕНБЕРГА ДО ВОРОНИНА
"Мы ребята из прекрасного Майнца на Рейне, наш футбольный клуб - только "Майнц". Вперед, красно-белые ребята (повторяется трижды), забейте для нас гол!" - самозабвенно распевает на трибунах перед каждым матчем хор из двух десятков тысяч человек. Каждый гордо держит на вытянутых руках алый клубный шарф. Особенно страстно голосит боковая, стоячая трибуна, где собираются самые горячие фаны "Майнца". Не случайно именно туда после седьмой подряд победы на старте минувшего сезона бундеслиги полез тренер Томас Тухель и минут пятнадцать "работал" дирижером и солистом хора.
Единение клуба, наставников, футболистов с болельщиками (причем реальное, а не показушное) для "Майнца" - не просто ритуал, а, можно сказать, одна из предпосылок благополучной турнирной судьбы. Фанов считают не только двенадцатым, но и тринадцатым, четырнадцатым, пятнадцатым игроком команды. После каждого матча футболисты им низко кланяются, а инвалидам, размещающимся близ кромки поля, жмут руки. Болельщики на колясках, которых в ходе игры потчуют бутербродами, пирожными, кофе, соками, обмениваются с любимцами впечатлениями, фотографируются. В общем, обстановка самая что ни на есть домашняя.
Все вышеописанное из года в год происходило на стареньком, но еще крепком и довольно ухоженном "Брухвегштадионе" с трибунами на 20 300 зрителей. Для города с населением 200 тысяч человек - нормальная вроде бы вместимость. Москва, например, по соотношению жителей и стадионных посадочных мест уступает столице земли Рейнланд-Пфальц на порядок.
Но сегодняшний Майнц и пропорция 1 к 10 не устраивает. В городе с 2000-летней историей, знаменитом древними соборами и тем, что здесь родился и творил основоположник книгопечатания Иоганн Гутенберг, к футболу относятся с придыханием. К слову, руку, а точнее, ногу к этому приложили в разное время и наши люди - цвета "Майнца" защищали бывший московский торпедовец Сергей Жуков, немало лет отыгравший в командах России, Украины и Казахстана Петр Нейштетер, потом его сын Роман. Лучшим бомбардиром второй бундеслиги в сезоне-2002/03 стал выступавший тогда за "Майнц" нынешний московский динамовец Андрей Воронин.
ЧЕЛНОКИ И ВЕЛОСИПЕДИСТЫ
Главного пока прорыва рейнская команда добилась в минувшем сезоне, завоевав путевку в Лигу Европы. Тухель заверяет, что футболисты к этому вызову готовы. Как говорится, поживем - увидим. Но то, что клуб к новому витку испытаний подошел во всеоружии, - факт. В воскресенье в городе открылась суперсовременная футбольная арена, вмещающая около 34 тысяч зрителей. Ее возвела фирма HBM - та самая, которая соорудила, например, в Йоханнесбурге "Соккер Сити", где проходил финал ЧМ-2010, а также знаменитую арену "Шальке"в Гельзенкирхене.
Сначала новый стадион "Майнц" хотел построить по соседству со старым, но жители окрестных районов встали на дыбы - мол, наелись уже шума. Тогда строительство было решено начать, по сути, в чистом поле. Первый камень заложили 5 мая 2009-го, и вот всего два года спустя Сoface Arena сдана под ключ.
Никого в городе абсолютно не смущает, что по местным меркам адрес арены - "конец географии". Во-первых, стадион расположен неподалеку от автобана, а на его территории и по соседству оборудовано огромное количество парковочных мест. Во-вторых, легко сюда добраться и без машины. От вокзала к Coface Arena будут курсировать автобусы, способные перевезти в день игры 24 тысячи человек. Такие же "челноки" доставят болельщиков и из других районов города. Высаживать народ будут в 800 метрах от входа - чтобы избежать толчеи. Наконец, на футбол можно приехать и на велосипеде: неподалеку от арены для двухколесного транспорта оборудовали 1200 парковочных мест.
Разумеется, и на самой арене все как положено - ложи VIP, бизнес-места, просторные помещения под трибунами, где в нефутбольные дни собираются проводить всевозможные конференции, выставки, банкеты.
Во сколько же все это обошлось? Вы не поверите: всего в 58 миллионов евро. По российским масштабам - просто бесплатно. Немцы, как известно, копеечку считать умеют. Взять такой, например, фактик. Ажиотаж вокруг будущего стадиона начался еще тогда, когда стройка была в разгаре. Этого в Майнце не использовать не могли - и вот для желающих взглянуть на производственный процесс стали организовывать экскурсии. Гостей снаряжали защитными касками, жилетами, все им подробно рассказывали и за услуги, конечно, брали мзду: со взрослых по 5 евро, с детей - по 3. В общем-то пустяк, но в хозяйстве сгодится.
Конечно, по части лоска и размаха мюнхенской "Алльянц-Арене" cтадион не ровня. Но в Майнце другие приоритеты.
ДУХ МАЙНЦА
- Стадион был сооружен исходя из потребности и финансовых возможностей нашего клуба, - рассказывает руководитель пресс-службы "Майнца" Тобиаш Шпарвассер. - Могу сказать: новая арена - лучшее, что мы могли построить за эти деньги. Четыре трибуны очень похожи на те, что на "Брухвегштадионе". Сделали это специально: хотели перенести сюда дух старой арены. Поэтому и стоячие места расположены в тех же секторах, что и там.
- А почему их так много - больше 13 тысяч?
- Это тоже наш принцип. Известно, что настроение создается как раз на стоячей трибуне. Кое-кто даже думает, что у нас стоячих мест больше, чем на любом немецком стадионе. На самом деле мы по этому показателю вторые - после Дортмунда.
- В Майнце - футбольный бум. По соседству Висбаден и Франкфурт. Может быть, имело смысл соорудить более вместительную арену?
- Планируя размер стадиона, нужно исходить из реальной ситуации. Чтобы его увеличить, нужно было бы возвести еще один ярус, но тогда арена стала бы резко дороже. Мы ведь строили ее не для того, чтобы проводить, например, чемпионат Европы. Я уже говорил, что стадион сооружен специально для "Майнца". Арена может принимать еврокубковые встречи, надеемся, сыграет у нас и сборная Германии. На международных матчах вместительность будет сокращена с 34 до 27 тысяч.
- Строительство шло всего два года. Чем объяснить такие реактивные темпы?
- Идея появилась еще в 2005-м. А собственно строительство шло относительно быстро по двум основным причинам. Во-первых, заказчиком работ выступала городская организация - общество управления земельными участками. В связи с этим юридическая составляющая была очень хорошо подготовлена, а само строительство отлично спланировано. Во-вторых, стадион спроектирован так, что для него требовалось немало стандартных, часто уже готовых узлов - поэтому поставки шли без задержек.
- Сказалось, наверное, и то, что у Германии, особенно после ЧМ-2006, большой опыт сооружения стадионов?
- Конечно, мы его использовали. Как и информацию о строительстве относительно небольших арен в Хоффенхайме, Дрездене, Аугсбурге. Возможно, все они были бы еще лучше, если бы их возводили сегодня.
- Воображение россиян поразит цена вопроса: всего-то 58 миллионов евро...
- Сначала мы хотели уложиться в 45, но по ходу строительства захотели кое-что улучшить. Поэтому арена и подорожала. За все эти усовершенствования заплатит "Майнц".
- Владельцем стадиона станет клуб?
- Конечно. Модель финансирования выглядит так: "Майнц" сразу вложил в строительство 7,5 миллиона евро. Потом мы еще взяли кредиты на 32,5 миллиона. При этом получили выгодные проценты - опять-таки потому, что заказчиком выступала городская организация.
- 32,5 плюс 7,5 - это только 40...
- Точно. Но еще приблизительно 5 миллионов выделено землей Рейнланд-Пфальц. Дополнительные же расходы, которые возникли в результате усовершенствования стадиона, мы, как уже говорил, оплатим сами. Частично в этом помогут долгосрочные спонсорские контракты.
- Но для клуба это, наверное, серьезная финансовая нагрузка?
- Да, но теперь и наши доходы значительно вырастут. К слову, построить арену мы решили еще и потому, что возможности маркетинга на "Брухвегштадионе" исчерпаны - там всего 11 лож VIP, ограниченное количество бизнес-мест. На новом же стадионе 35 лож, и почти все уже раскуплены. Как и бизнес-места, которых сейчас 2000, а было 1200.
- Почему стадион называется Coface Arena?
- Coface - кредитная страховая компания, с 2007 года один из спонсоров "Майнца". Она дала имя стадиону еще до начала строительства. Так в Германии ранее поступила только компания Allianz, сотрудничающая со знаменитой ареной в Мюнхене. Естественно, Coface за это платит, что помогает нам рассчитываться по кредитам.
- Стадион в Майнце лучше, чем в Хоффенхайме или Леверкузене?
- Так говорить нельзя: другие клубы тоже возводили именно такие сооружения, какие хотели. Но для нас Coface Arena - точно лучший стадион. Будь он существенно больше, мы рисковали бы потерять тот дух, которым отличается именно Майнц.
|