Главный тренер «Томи», обладатель уникальной биографии, носитель богатейшего и разнообразнейшего профессионального опыта, знает о футболе все и читает игру с листа. Экспертная оценка Валерия Непомнящего всегда интересна и при этом объективна – независимо от того, о своей команде тренер говорит или о друзьях-соперниках, решающих задачи совсем иного, нежели «Томь», уровня. Интервью публикует еженедельник "Спорт день за днем"
– «Рубин» и «Спартак», представляющие Россию в Лиге чемпионов, отвечают, так уж получается, за всю страну. Соответствуют они уровню Лиги чемпионов, Валерий Кузьмич? Ну, как минимум среднему уровню?
– Как это ни банально звучит, но время для окончательных оценок и глубоких выводов еще не настало. Половина группового турнира впереди – столько шансов, столько возможностей! Сегодня очевидно только то, что у обоих наших посланцев в Лиге есть достоинства, а есть недостатки и серьезные проблемы. Причем у «Рубина», на мой взгляд, проблем больше, чем у «Спартака». По крайней мере, выражены они более ярко. У «Рубина» беда с атакой, и все это видят. Команда забила в трех матчах Лиги чемпионов всего один гол, причем с пенальти, и упустила турнирную инициативу. Сейчас чемпионы России вынуждены догонять, хотя, казалось бы, просто обязаны были от датчан и греков убегать.
– Такого рода турнирных парадоксов в футболе с избытком. Причем в любом турнире. Удивляет, на мой взгляд, вот что: «Рубин», как все мы надеялись, получил в прошлом году богатый позитивный опыт, и есть ощущение, что команда не знает, как его реализовать. Вам так не кажется?
– Казаться нам с вами может все что угодно. Давайте посмотрим на факты проще. А факты таковы, что раньше «Рубин», как правило, наказывал соперников за ошибки, а сегодня склонен их прощать. Давления впереди «Рубину» не хватает, это точно.
– Чего не хватает «Спартаку»?
– Проблема «Спартака» носит традиционный и даже хронический характер: у него явные трудности в обороне. У «Спартака» достаточно много молодежи в составе, и у этой молодежи нет ровно никакого опыта участия в турнире такого уровня. Да не только у молодежи. Когда команда в последний раз играла в Лиге? Три года назад, если не ошибаюсь?
– Да, в квалификационном раунде.
– Ну вот. Три года – очень серьезный по нынешним меркам срок. Лига чемпионов предъявляет свои, совершенно эксклюзивные требования. Между Лигой и другими турнирами, в которых играл и играет «Спартак», очень ощутимая разница. И мы сегодня имеем возможность эту разницу наблюдать. Особенно любопытным, на мой взгляд, стал матч против «Челси». Он показал, что постоянное давление «Спартак» пока не держит. По настрою, по куражу к команде, думаю, ни у кого серьезных претензий нет. Но если в чемпионате России спартаковского куража, помноженного на уровень исполнителей, в целом достаточно, то Лига чемпионов требует большего.
– А чисто эстетическое удовольствие вы от матча «Спартак» – «Челси» получили?
– Да, безусловно, получил. Потому что «Челси» играл в тот футбол, который мне нравится, в который команда играет в чемпионате английской премьер-лиги. А наши не прятались и старались предъявить встречные козыри. Я, признаться, не ожидал, что англичане будут так настроены и мотивированы – по верхнему пределу. Почему-то думалось, что они выйдут на поле, знаете, в цилиндрах, с тросточками и будут ждать, что им такого особенного предложит «Спартак». Но нет: англичане сделали свои предложения и сыграли во всю мощь, как положено топ-клубу.
– Это, наверное, и называется профессионализмом.
– Да, именно так и называется.
– В Лиге Европы у нас ситуация диаметрально противоположная. «Зенит» и ЦСКА являются не только ярко выраженными лидерами своих групп, но уже и чуть ли не фаворитами всего турнира считаются. Оправданы такие авансы, как полагаете?
– Тут, скорее всего, можно разные акценты ставить: возможностей для этого более чем достаточно. Кто-то склонен к завышению оценок, кто-то, напротив, предпочитает быть поосторожнее. Но основной вектор совпадает у всех, кто внимательно смотрит за игрой российских клубов в Лиге Европы. ЦСКА и «Зенит» показывают сбалансированный, качественный, современный футбол. У этих команд нет откровенно слабых мест, они крепко сделаны, они провели очень грамотные селекционные кампании. Вот если именно по состоянию на сегодняшний день – да, готов в целом согласиться: российские клубы могут считаться фаворитами Лиги Европы. По делу, по игре.
– Признайтесь, Валерий Кузьмич: у вас в этом году было время творчеством заниматься? Или сплошь ремесло, бытовуха, проблемы?
– Нет-нет, ну что вы! В этом отношении у нас роскошная ситуация. У нас столько свободных дней, столько времени, столько всяких пауз и перерывов, что, как говорится, твори – не хочу. Даже вопросов никаких нет. От текучки, разумеется, ни один тренер никогда не освободится, какой бы творческой натурой он ни был. Текучка входит в условия игры, разумеется. Из нее состоят рабочие будни. Но она, по моим представлениям, не мешает творческому подходу к профессии.
– Много свободного времени, говорите? А футбольный народ сплошь да рядом жалуется на плотный график, на тяжелый календарь, на инквизиторские микроциклы…
– Это футболисты жалуются. У них своя работа, свои нагрузки и своя оценочная шкала. Вы ведь спросили меня о тренерской работе, не правда ли? Вот я и отвечаю: мне хватает времени и для практической деятельности, и для раздумий, как говорится, в тиши кабинета. У меня в этом смысле абсолютный комфорт.
– А что дает на выходе сумма вашего внутреннего комфорта, помноженная на достигнутый результат? В позитиве сейчас тренер Непомнящий или в негативе?
– Конечно, в негативе. Даже сомневаться, к сожалению, не приходится. Мы провалили целый отрезок чемпионата, и лично я из-за этого до сих пор не могу выйти из состояния профессионального стресса. Я не могу найти причин, по которым случился этот спад, обернувшийся провалом. Что стряслось с «Томью» после перерыва в чемпионате? Куда ушла игра? Причем, что характерно, мы провалились в матчах с командами, которые нам, вне всяких сомнений, по плечу. Мы проиграли подряд «Амкару», «Анжи», «Алании», с «Крыльями Советов» дома не справились. Знаете, «Томь» имеет, наверное, право уступить тем же «Рубину», ЦСКА или «Зениту» – хотя бы потому, что по базовым параметрам это команды объективно более высокого уровня. Но если мы отдаем очки тем, кто, деликатно выражаясь, ничем нас не превосходит, – значит, что-то у нас явно не в порядке. Эта проблема меня гложет. Мы пытаемся отыскать причину общими усилиями, но пока безрезультатно. Понятно только одно: как только «Томь» подошла к матчам против лидеров чемпионата, вроде все стало возвращаться, пришла игра, появился баланс. Мы стали выглядеть вполне достойно.
– У вас есть отличная возможность разгадать загадку. Календарь финишного отрезка предлагает в соперники «Томи» всех обидчиков без исключения: «Амкар», «Анжи», «Аланию», «Сибирь»...
– Это точно. У нас впереди все те, с кем не получилось летом. Вы считаете наш календарь удачным?
– Ну, это как посмотреть. Играть с аутсайдерами – тяжелый крест.
– Вот и я том же. Мы получили на финише очень серьезные проблемы в лице очень серьезно настроенных соперников. Почти все они на вылет стоят. Или, как Нальчик и Ростов, имеют хорошие шансы завершить сезон на высокой ноте. Против таких мотивированных команд играть интересно, но очень трудно. Но согласен: будет возможность в каком-то смысле исправиться, проделать работу наш ошибками.
– У меня есть вопрос, который перекликается с проблемами «Рубина», о которых вы упомянули. За «Томь» на протяжении всего сезона забивает один человек: сначала Корниленко, теперь Дзюба. Причем пока в составе был Корниленко, Дзюба играл, но практически не забивал…
– Вы обозначили очень широкую тему, и жаль, что она встроена в рамки интервью. Раскрывая ее, я могу легко написать трактат. Или, как минимум, прочесть для тех, кому интересно, лекцию. Конечно, это неправильно, когда в команде забивает один игрок. И вы точно подметили, что Дзюба при Корниленко не забивал. В тот период перед тренерским штабом стояла такая интересная задача: определить, кто из форвардов будет играть на острие атаки, а кто – исполнять второго номера и работать на флангах. По ходу первого отрезка чемпионата нам, за редкими исключениями, удавалось ставить перед соперниками проблемы. А сейчас «Томь» – легко читаемая команда, и тренерский штаб озадачен совсем другой по содержанию проблемой: отыскать, нащупать новый баланс и понять, кто бы мог играть лицом к воротам со второй волны? Вот вы спрашивали меня о творчестве – пожалуйста, налицо один из творческих моментов. Что я как тренер могу предпринять для того, чтобы Артем Дзюба исправно делал свою работу, а команда «Томь» забивала и набирала очки?
– Получается?
– Вы смотрели нашу игру против «Сатурна»? Мы предложили такой тактический вариант: Дзюба выдвигается вперед, к нему, естественно, сразу цепляется Зелау, Дзюба уводит его на фланг, а второй нападающий, которым был Горан Мазнов, получает возможность врываться в освобожденные зоны и напрягать оборону. Примерно так, если не считать еще пары нюансов. Идея была правильная, исполнение по разным причинам не получилось.
Я прекрасно понимаю, что играть против «Томи» сейчас достаточно комфортно, но что поделать, если у нас нет второго нападающего?
– Роль, которую Дзюба исполнял при Корниленко, сейчас играть, выходит, некому?
– В общем, да. Что-то я с вами разоткровенничался... Надо было сказать проще: «Томь» ищет варианты усиления игры в атаке. И это тоже было бы правдой.
О переходе на "осень-весна".
В принципе, сам по себе переход на систему «осень-весна» не так уж плох. Это хорошая идея – играть в одно и то же время со всей Европой. Но, исходя из наших реалий, необходимо время, чтобы подготовить переход. Пускай говорят, что у нас страна такая: сначала, дескать, надо что-то принять, и только тогда все начнут шевелиться. Мне все-таки кажется, что нужно три-четыре года для того, чтобы команды всех лиг сумели подготовить должным образом свою инфраструктуру. Это основная проблема, ибо сегодня инфраструктура в большинстве случаев не соответствует условиям перехода. Потом, я считаю, что не очень хороша система переходного чемпионата в три круга, когда в заключительном круге команды поделятся на две группы. Да, к командам, борющимся за первые места, интерес будет повышенный, но к восьмерке клубов, ведущих борьбу за выживание, зрительский интерес серьезно снизится, а посещаемость матчей резко пойдет на убыль. Так что сама идея имеет право на жизнь, но резко принимать такие решения я бы не стал».
sportsdaily.ru